Инклюзивное образование
Развитие системы доступного и качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - один из приоритетов государства. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, Конвенция о правах инвалидов, Национальная стратегия действий в интересах детей закрепили право каждого ребенка обучаться вне зависимости от индивидуальных особенностей, в том числе в рамках системы дошкольного инклюзивного образования. Таким образом, законодательство Российской Федерации в области образования обеспечивает реализацию международных норм.
Прослеживается устойчивая тенденция увеличения этой категории детей в дошкольных образовательных организациях. В настоящее время возможности реализации их права на образование связаны с наличием целого комплекса проблем правового, организационно-технического, финансового, социального характера.
Мы понимаем «Инклюзивное» образование как признание ценности различий всех детей и их способности к развитию, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.
Условия для инвалидов и лиц с ОВЗ
Условия организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в филиале Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада «Детство» детского сада № 118 | |
Наличие паспорта доступности | Паспорт доступности |
Наличие информации об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, адаптированные образовательные программы | Реализуется адаптированная образовательная программа. Для детей – инвалидов разрабатывается индивидуальная образовательная программа с учетом индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида. |
Наличие информации о реализуемых формах обучения: дистанционная, семейное образование, самообразование и др. | Форма обучения – очная (специальная в группах компенсирующей направленности) |
Наличие приспособленной входной группы здания для инвалидов (пандусы и другие устройства, приспособления) | Имеется звуковой сигнал на доступном уровне (звонок для инвалидов)
|
Наличие возможностей перемещения инвалидов внутри здания (приспособление коридоров, лестниц, лифтов и т.д.) | Нет |
Наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений для инвалидов (перила, поручни, специализированное сантехническое оборудование и.т.д.) | |
Оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и др. | Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и оповещения и световыми табло «Выход» |
Использование мультимедийных средств, наличие оргтехники, слайд-проекторов, электронной доски с технологией лазерного сканирования и др. | Имеются телевизор, магнитолы, музыкальный центр, интерактивная доска
|
Обеспечение возможности дистанционного обучения (электронные УМК для дистанционного обучения, учебники на электронных носителях) | Нет |
Специальное автоматизированное рабочее место (сканирующие устройство, персональный компьютер) | В методическом кабинете |
Наличие компьютерной техники и специального программного обеспечения, адаптированного для инвалидов | Нет |
Наличие адаптированного для инвалидов производственного оборудования | Нет |
Комплектование библиотек специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов ("говорящие книги", специальными аппаратами для из воспроизведения) | Нет |
Наличие иного адаптированного для лиц с ОВЗ и инвалидов оборудования | Речевые центры в группах с набором необходимых учебно-методических, наглядных и демонстрационных пособий |
Наличие в штате ОО педагогических работников, имеющих основное образования или получивших дополнительное образование для обучения лиц с ОВЗ и инвалидов | В числе сотрудников имеются учитель-логопед, имеющий соответствующее образование; воспитатели, прошедшие курсы подготовки для работы с детьми ОВЗ |